ПРОЕКТ положения о клиросе и его управлению.

Для внимания всех заинтересованных предлагаю проект положения о клиросе и клирошанах. Жду предложений, пожеланий и замечаний.

Напоминаю —

Для совершения Богослужения необходимы грамотные чтецы и певцы. В древности чтецов и певцов рукополагал архиерей. В настоящее время осталось рукоположение чтеца, но в большинстве случаев помимо чтения и пения, чтец помогает в алтаре и прислуживает. Еще совсем недавно, лет 100-200 назад на клиросе пели исключительно мужчины. Традиция эта сохраняется в очень малом количестве приходов. В нынешнее время остается благодарить Бога за любого певчего. Для соблюдения порядка в каждом приходе есть определенные традиции и сложившиеся устои.

Руководит клиросом головщик или уставщик, который получил на это дело благословение от настоятеля. Далее для удобства будем называть его(ее) уставщиком. Уставщик заранее смотрит устав службы и пения, и по согласованию с настоятелем, руководит как уставом пения, так и чтения.

Уставщиков может быть несколько, но среди них должна быть определенная иерархия, то есть, кто руководит правым клиросом, кто левым, а кто на подхвате. Готовность кандидата определяет уставщик, который предлагает его настоятелю для благословения. Клирошане безприкословно подчиняются уставщику, а в случае несогласия могут обсудить этот вопрос после Богослужения. Для вступления на клирос необходимо благословение настоятеля и согласие уставщика. Клирошане могут приводить своих детей после того, как они научаться читать, петь и дисциплинированно вести себя. Воспитывать детей следует дома, а в случае необходимости один из родителей может постоять с ними перед клиросом. Клирошане из других приходов могут петь на престольных праздниках и чтимых днях, а для постоянного перехода необходимо благословение духовного отца и настоятеля храма. В случае запрещения петь на клиросе одного из храмов распространяется и на наш храм.

Клирошанин помимо обладания голосом и слухом, так же должен быть достойного поведения и благообразного вида. Например, мужчина бритый или женщина стригущая волосы не должны петь в хоре, не только как недостойные, но и как подающие соблазн другим верующим. Чтения учительного характера (Апостол, паремии, ексапсалмы и поучения) не следует давать тем мужчинам, которые подбривают бороду и усы. Одежда должна быть опрятной и не вызывающей соблазна. Так же следует следить за гигиеной и запахами тела. Перед службой желательно не вкушать пряную пищу, пищу с обильным использованием чеснока и воздержаться от благовоний (духов и одеколонов).

Место на клиросе определяется согласно голосовым данным и наличием слуха уставщиком. Пение совершается без особого насилия над голосом естественным видом. В случае совершения ошибки уставщик может сделать замечание. Выражать недовольствие не разрешается. Лучше оставить разбор после Богослужения.

Очередность чтения назначается уставщиком заранее, что бы читающий мог ознакомиться с порядком чтения. При распределении чтения необходимо учитывать возможности читающего, количество чтецов и время появления в храме. Если есть клирошане пришедшие ранее им следует отдать предпочтение. При чтении следует читать, а не кричать, не спешно, внятно, но и не растягивая чтение. Чтение является разговором с Богом, а не показом возможностей голоса.

С уважением,
о. Никола Бобков
nbobkov@inbox.ru